Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных
Министерство экономического развития Алтайского края
Управление инновационного развития и кластерной политики 
Алтайский Центр
Кластерного Развития
Инновации

Алтайская государственная педагогическая академия

История создания: front(1).JPG

ВУЗ образован 1 сентября 1933 года в соответствии с постановлением Президиума Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета от 1 декабря 1933 г. № 6917 как Барнаульский государственный учительский институт, который был переименован в Барнаульский государственный педагогический институт.


Приказом Министерства образования Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 521 и приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 15 декабря 1993 г. № 458 Барнаульский государственный педагогический институт переименован Барнаульский государственный педагогический университет.
15 января 2002 года Барнаульский государственный педагогический университет зарегистрирован администрацией Железнодорожного района г. Барнаула как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет», которое приказом Федерального агентства по образованию от 28 ноября 2008 г. № 1777 переименовано в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия».

Структура учреждения:

В вузе 3 института: Лингвистический институт, Институт психологии и педагогики, Институт физико-математического образования; 3 факультета: исторический факультет, филологический факультет, факультет физической культуры; 41 кафедра.2.3(2).jpg

Основные образовательные программы, реализуемые в АлтГПА (17.05.2011 г.)

Лингвистика – 031100.62
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – 031201.65
Перевод и переводоведение – 031202.65
Иностранный язык – 050303.65
Педагогика – 050700.68
Педагогика 050700.62
Дошкольная педагогика и психология – 050703.65
Педагогика и психология – 050706.65
Педагогика и методика дошкольного образования – 050707.65
Педагогика и методика начального образования – 050708.65
Социальная педагогика – 050711.65
Логопедия – 050715.65
Специальная психология – 050716.65
Специальная дошкольная педагогика и психология – 050717.65
Психология – 030301.65
Олигофренопедагогика – 050714.65
Народное художественное творчество – 071301.65
Физико-математическое образование – 050200.68
Физико-математическое образование – 050200.62
Математика с дополнительной специальностью Информатика – 050201.65
Информатика с дополнительной специальностью Математика – 050202.65
Физика с дополнительной специальностью Информатика – 050203.65
Технология и предпринимательство – 050502.65
Математические методы в экономике – 080116.65
Прикладная математика – 230401.65
Социально-экономическое образование – 050400.68
Социально-экономическое образование – 050400.62
Организация работы с молодёжью – 040104.65
История – 050401.65
Юриспруденция – 050402.65
Социально-культурный сервис и туризм – 100103.65
Филологическое образование – 050300.68
Филологическое образование – 050300.62
Русский язык и литература – 050301.65
Культурология – 050403.65
Физическая культура – 050720.65

2.1(2).JPGОбщая численность студентов на текущий момент – 6 740 чел.:

Очная форма – 3 663 чел.

Заочная форма – 2 739 чел.

Очно-заочная (вечерняя) форма – 338 чел.

Общее количество подготовленных специалистов с момента образования учреждения – 54 250 чел.

Управление аспирантуры и докторантуры, являясь структурным подразделением Алтайской государственной педагогической академии, ведет подготовку научных и научно-педагогических кадров по следующим научным специальностям аспирантуры и докторантуры на основе бюджетного финансирования и на основе самоокупаемости по договорам с юридическими и физическими лицами:

Общее количество сотрудников учреждения – 1190; количество сотрудников, осуществляющих преподавательскую деятельность – 503 (423 штатных), в том числе: кандидатов 290 (255 штатных) и докторов наук 59 (44 штатных).

Специальности в аспирантуре:

· 01.01.04 - Геометрия и топология
· 01.01.06-Математическая логика, алгебра и теория чисел
· 05.13.18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
· 07.00.02 - Отечественная история
· 07.00.06 – Археология
· 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология
· 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования
· 09.00.03 - История философии
· 09.00.11 - Социальная философия
· 10.01.01 - Русская литература
· 10.02.01 - Русский язык
· 10.02.04 - Германские языки
· 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
· 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (математика)
· 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки для общего среднего образования и высшего профессионального образования)
· 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (физика)
· 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания (информатика, информатизация образования)
· 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
· 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
· 24.00.03- Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Специальности в докторантуре:

. 07.00.02-Отечественная история

13.00.01-Общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.08-Теория и методика профессионального образования

19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии

В состав управления входит отдел послевузовского профессионального образования, который организует подготовку и проведение вступительных и кандидатских экзаменов, подготовку соискателей в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

На текущий момент в очной аспирантуре обучаются – 94 чел., в заочной аспирантуре – 71 чел., подготовку в докторантуре проходят – 3 чел. Общее количество подготовленных специалистов в сфере послевузовского профессионального образования с 1992 г., т. е. с открытия аспирантуры , 647 чел. – в аспирантуре, 37 чел.– в докторантуре.

ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЦДО)

ЦДО является структурным подразделением Алтайской государственной педагогической академии. Образован в 2005 году в результате слияния Дневного подготовительного отделения и Центра дополнительного образования. Деятельность ЦДО направлена на комплексное решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией старшеклассников и качественной подготовкой различных категорий абитуриентов к ЕГЭ и вступительным испытаниям в высшие учебные заведения.

Структура ЦДО. В структуре ЦДО работают 3 сектора:

1. Подготовительное отделение. Курсы:
Дневные, Вечерние, Очно-заочные.
Интенсивные:
А) стационарные (в дни школьных каникул и перед 1и 2 волной ЕГЭ);
В) выездные (в течение года)
Курс психофизической саморегуляции

Высокоэффективный курс обучения русскому языку: личностно-ориентированные методики на основе последних достижений психолингвистики.
  •  уроки-консультации;
  •  индивидуальные занятия;
  •  консультации для выпускников колледжей.
2. Сектор по работе с образовательными учреждениями г. Барнаула и Алтайского края:
Участие в создании единой информационной базы сотрудничества Академии с образовательными учреждениями г. Барнаула и Алтайского края.
Работа с образовательными учреждениями г. Барнаула и Алтайского края по вопросам интергации довузовской образовательной стратегии.

3. Сектор мониторинга и рекламы:
  • Участие в ярмарках, организованных Центром занятости;
  • Мониторинг рынка образовательных услуг;
  • Участие в разработке рекламных стратегий Академии, медиа-плана рекламных мероприятий;
  • Участие совместно с Приемной комиссией Академии в мероприятиях, направленных на привлечение абитуриентов в Академию (День открытых дверей, Месячник поддержки абитуриента и т.д.)
За период с 2005 по 2011 год в Центре на разных курсах обучалось 1680 человек. Из них стали студентами Академии 381. В 2010-2011 учебном году в Центре обучается 81 слушатель.

Интеллектуальный потенциал ЦДО
Директор ЦДО – Семыкина Роза Николаевна, доктор филол. наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания литературы.
Зам. директора ЦДО – Завгородняя Наталья Ивановна, канд. филол. наук, доцент кафедры теории, истории и методики преподавания литературы.
Ведущий специалист по учебно-методической работе – Овчарова Лилия Алексеевна.
Ведущий бухгалтер – Черепанова Татьяна Юрьевна.

С центром сотрудничают опытные и квалифицированные преподаватели Алтайской государственной педагогической академии (доктора, кандидаты наук, старшие преподаватели).

Интеллектуальный потенциал:3(1).JPG

Общее количество сотрудников учреждения – 1190; количество сотрудников, осуществляющих преподавательскую деятельность – 503 (423 штатных), в том числе количество кандидатов 290 (255 штатных), докторов наук 59 (44 штатных)

Научно-техническая база:

Имеется 689 единиц вычислительной техники, все компьютеры подключены к сети Internet. Работает 24 компьютерных класса (16 с мультимедиа-проекторами). Обеспеченность компьютерами для учебной работы составляет 12,5 студентов на 1 компьютер (8 место среди педагогических вузов РФ).

В локальной сети функционирует 26 серверов (18 общевузовских и 8 факультетских). Связь между корпусами академии осуществляется по оптоволоконным каналам. Выход в Internet обеспечен по трем внешним оптоволоконным каналам с пропускной способностью до 12 мб/с.

В локальной сети АлтГПА представлены электронные ресурсы и сервисы: сайт вуза, электронная почта для преподавателей, сотрудников и обучающихся; электронный каталог библиотеки; банк УМК; каталог образовательных информационных ресурсов; каталог программного обеспечения, хранилище свободного программного обеспечения, репозитарии Linux.

В академии работает два узла приема спутникового телевизионного сигнала.

Осуществляется переход на лицензионное и свободно-распространяемое программное обеспечение.

41(1).jpgВнедрен ряд автоматизированных информационных систем: автоматизированная библиотечно-информационная система «Руслан»; комплексы «1С-Бухгалтерия» и «1С-Зарплата и кадры»; с помощью «Университетской информационной системы» проведены приемные кампании 2009 и 2010 года, делопроизводство 1-2 курсов переведено на УИС.

В октябре 2009 г. АлтГПА на конкурсе IT-проектов, проводимом Алтайской торгово-промышленной палатой в рамках второго регионального IT-форума, заняла первое место с проектом «Сервис просмотра результатов ЕГЭ».


В мае 2010г. на данный продукт получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.


В 2009-2010 учебном году проведен аудит информационной безопасности информационных систем АлтГПА на соответствие требованиям ФСТЭК и ФСБ по защите конфиденциальной информации и персональных данных. На каждую информационную систему составлен акт классификации.

Научно-исследовательская деятельность:
4(3).jpg
Основные научные направления вуза

1. Информатизация педагогического образования
2. Физико-химические процессы
3. Современные проблемы теоретической и прикладной математики
4. Археология, история, историографмя и этнография Сибири
5. Философия человека и образования
6. Поэтика русской литературы
7. Сопоставительное изучение языков на лингвистических уровнях в аспекте взаимодействия культур
8. Непрерывное профессиональное образование
9. Актуальные проблемы дошкольного и школьного образования
10. Управление в образовании
11. Проблемы здоровья в образовании
12. Психолого-педагогические аспекты становления жизненного пространства человека
13. Музейное дело. Музееведение

Достижения и награды:

Шаповалов А.А. «Учебно-методический комплекс по физике для средней школы». Премия Алтайского края «В области разработки и применения новых методик обучения, создания высококачественных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений края по региональному компоненту государственного образовательного стандарта», 2000.
Шалаев И.К. Премия Алтайского края за достижения в области науки и техники в номинации «Педагогика», 1999.
Шалаев И.К. Медаль К.Д. Ушинского, 2003.
Шалаев И.К. Орден «За заслуги перед Алтайским краем», 2007.
Крутский А.Н. «Психодидактика» Премия Алтайского края за достижения в области науки и техники в номинации «Педагогика», 2002
Голубь П.Д. в соавторстве с АлтГУ. «Исследование дефектности структур конденсированных систем» Премия Алтайского края за достижения в области науки и техники, 2001.
Лопаткин В.М., Козубовская Г.П., Гончаров В.Н. Энциклопедия образования Сибири. В 3-х томах. Премия Алтайского края в области науки и техники «В области разработки и применения новых методик обучения, создания высококачественных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений края по региональному компоненту государственного образовательного стандарта», 2005.
Щеглова Т.К. «Энциклопедия города и села Алтайского края: историко-культурное наследие». Ползуновская премия, 1996.
Щеглова Т.К. «Исследование истории формирования всероссийского рынка, развития ярмарочного сегмента и трансазиатской торговли XIX – начало XX вв.» Демидовская премия, 2002.
Контев А.В., Бородаев В.Б. «Исторический атлас Алтайского края». Демидовская премия, 2007.
Вакаев В.А.Медаль РАО «За успехи в науке», 2002.
Вакаев В.А.Премия Славянского общества Алтайского края, 2002.
Куликова Л.Г. Медаль Президента РФ «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», 2002.
Колмогорова Л.С. «Теоретико-методические основы формирования психологической культуры и психологического здоровья школьников средствами интегрированного курса "Человекознание" (с 1 по 11 классы) средней общеобразовательной школы» Премия в области науки и техники Алтайского края «В области разработки и применения новых методик обучения, создания высококачественных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений края по региональному компоненту государственного образовательного стандарта». 2004.

Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
  • Воров Ю.Г.
  • Голубь П.Д.
  • Ефремова Н.В.
  • Калачев Г.А.
  • Козлова Л.А.
  • Курлянд Э.Е.
  • Лопаткин В.М.
  • Трунова О.В.
  • Широкова Е.Ф.
Заслуженные Учителя Российской Федерации
  • Былков В.С.
  • Крутский А.Н.
  • Шалаев И.К.
  • Шапиро И.М.
  • Шаповалов А.А.

Заслуженные работники культуры Российской Федерации
  • Климентьева В.А.
  • Трухин Б.Н.
  • Широкова Е.Ф.
Государственные награды
  • Курлянд Э.Е. – орден Дружбы народов
  • Лопаткин В.М. – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Медаль «За заслуги в труде» (Алтайский край)
  • Калачев Г.А.
  • Лопаткин В.М.
  • Одинцова Л.А.
  • Сенько Л.М.
  • Шапиро И.М.
Медаль «За заслуги перед обществом» (Алтайский край)
  • Ионина З.С.
  • Панькова Н.Н.
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени
  • Шалаев И.К.
  Дополнительные услуги:
Виды образовательных программ:
  • Повышение квалификации ППС в рамках контрольных цифр из средств федерального бюджета;
  • Повышение квалификации ППС вбазовых вузах;
  • Повышение квалификации педкадров в рамках государственных контрактов;
  • Повышение квалификации педкадров в рамках целевых программ;
  • Повышение квалификации педкадров на договорной основе;
  • Профессиональная переподготовка (без присвоения квалификации; с присвоением дополнительной квалификации).
Научные, научно-исследовательские лаборатории, учебно-научные (учебно-научно-производственные) лаборатории
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Историческое краеведение"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Культура и текст"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Содержание и методы обучения физике"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Физика полуметаллов и полимеров"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Социология народного образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Философия образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Народная письменная культура"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Компьютер и образование"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Многоуровневая система педагогического образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Проблемы развития национального (немецкого) образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Валеология"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Управление развитием образования"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Россия и Восток"
  • Учебно-научно-исследовательская лаборатория "Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации"
Реализуемые программы:
Профессионой переподготовки – 4 программы, дополнительного образования детей – 5 программ, дополнительной квалификации – 4 программы, повышения квалификации управленцев – 7 программ, повышения квалификации педагогов – 26 программ, профессорско-преподавательский состава – 6 программ.