Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных
Министерство экономического развития Алтайского края
Управление инновационного развития и кластерной политики 
Алтайский Центр
Кластерного Развития
Инновации

Инициативность и ответственность как формы активности современного студента

Отношение к критическим технологиям:
-


Контактная информация

Название организации
ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия"


ФИО руководителя организации
Лопаткин Владимир Михайлович


Юридический адрес
г. Барнаул, ул. Молодежная, 55


Почтовый адрес
г. Барнаул, ул. Молодежная, 55


ФИО руководителя проекта:
Ефанова Марина Ивановна


Аннотация проекта

Постановка и описание научной или научно-технической проблемы, решаемой в рамках Проекта
Основная проблема, на решение которой направлен проект, заключается в изучении инициативности и ответственности как форм активности современного студента, обуславливающих самореализацию и саморазвитие, а также в выявлении образовательных условий, способствующих их становлению.


Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым
Проблема соотношения ответственности и инициативности стоит перед психологией достаточно давно В психологии инициатива, инициативность связывается с такими понятиями как «произвольное поведение» (начиная с трудов Аристотеля), «надситуативное» или «сверхнормативное» поведение (А.В. Петровский). В экзистенциональном походе инициативу, инициативность можно увидеть в размышлениях авторов о свободе человека (Г. Олпорт, В. Франкл, Р. Мэй, Э.Фром), свободе как самотрансценденции, преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного, позитивной свободе «свободы для» (Ф. Ницше, Э. Фромм). В советской психологии проблема инициативности поднималась в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.Я. Коломинского, А.В. Петровского. Сегодня близко к понятию инициативности стоит понятие инициации, которое изначально рассматривалась в рамках психологии мышления. Как отмечает В.Е. Клочко, инициацией в психологии принято считать стадию возникновения, порождения мыслительной деятельности, включая и сам переход в развернутую поисковую мыслительную деятельность по решению задач. В изучении инициации мыслительной деятельности как процесса самотрансформации актуальной деятельности в мыслительную, В.Е. Клочко опирается на принцип системной детерминации.Так в психологии сложились все основания для понимания инициативности как степени открытости человека в мир культуры, социальный мир, выходя в который человек реализует свои возможности, тем самым, расширяя границы своего жизненного мира. Проблема ответственности так же для психологии не нова. Ответственность в психоанализе понималась как атрибут психической инстанции «Сверх Я», в неофрейдизме ответственность связывается со зрелостью и самостоятельностью. Экзистенциально-гуманистический подход открывает за феноменологией ответственности признание авторской позиции человека, что позволяет говорить об ответственности как необходимом условии независимого от внешних обстоятельств существовании. В отечественной психологии Д.А. Леонтьев (2005, 2008) предлагает рассматривать ответственность как одно из составляющих личностной автономии, в основе которой лежит механизм самодетерминации. Существенным шагом в решении проблемы будет рассмотрение инициативности и ответственности через призму историко-системного анализа.


Новизна подхода в решении обозначенной проблемы
Новизна исследования заключается в рассмотрении инициативности и ответственности в контексте системной антропологической психологии (В.Е. Клочко), которая рассматривает человека как психологическую, саморазвивающуюся систему, а психику как важнейшее звено, обеспечивающее самоорганизацию и саморазвитие человека. Инициативность рассматривается как форма открытости человека, что обеспечивает развитие, самореализацию человека в динамически изменяющемся современном мире, тогда как ответственность может быть понята как способ удержания инициативы в русле реализации инициированной идеи. Практическая новизна исследования предполагает выявление двух типа организации педагогического взаимодействия: «знаниевое» (акцент в основном на усвоение содержания конкретного предмета студентами) и «ценностно-смысловое» (помимо усвоения содержания конкретного предмета студентами, педагогом ставиться задача «на смысл», «на ценность» усеваемого знания и собственного развития), а также рассмотрение этих типов организации педагогического взаимодействия как условий становления инициативности и ответственности. Также в исследовании выявлены личностные детерминанты, обуславливающие инициативность и ответственность современного студента.


Описание области применения результатов научно-исследовательской работы
Результаты исследования будут интересны исследователям и практикам, занимающимся проблемами профессионального становления и развития будущих специалистов.


Имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты, разработ
Было проведено исследование чувствительности к проблемам, которая является показателем инициативности. Чувствительность к проблемам рассматривалась, как способность человека обнаруживать и разрешать познавательные противоречия, организовывать собственную деятельность, выходя за рамки актуальной и является отражением развития у субъекта базальных структур личности (направленность на дело, высокая потребность в достижениях и т. д.).


Перечень основных публикаций и публичных выступлений, в которых отражены достигнутые результаты научно-исследовательских работ по проекту
-


Перечень международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, в которых проект был признан победителем
-


Текущая стадия разработки проекта
Научно-исследовательская работа


Патентная чистота научно-технического задела, его защищенность
Имеются патенты


Тип научно-исследовательской работы
Поисковые проблемно-ориентированные исследования


Описание основных ожидаемых научных результатов
- серия статей, в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК (количество 8, из них 1 в журнале ВАК); - результаты теоретико-методологического анализа: выделение инициативности и ответственности как форм активности, обеспечивающих самореализацию и саморазвитие студентов; раскрытие инициативность как проявление открытости человека как самоорганизующейся психологической системы; выделение ответственности как формы активности, обеспечивающей удержания инициативы в русле реализации инициированной идеи; - результаты эмпирического исследования: выделение двух типов организации педагогического взаимодействия: «знаниевое» (акцент в основном на усвоение содержания конкретного предмета студентами) и «ценностно-смысловое» (помимо усвоения содержания конкретного предмета студентами, педагогом ставиться задача «на смысл», «на ценность» усеваемого знания и собственного развития); выделение характера проявляемой инициативности и ответственности в разных типах организации педагогического взаимодействия; выявление личностных детерминант, обуславливающих проявление инициативности и ответственности; рекомендации по созданию условий в рамках учебно-образовательного процесса, способствующих проявлению активной инициативности и ответственности.


Ожидаемая научная, научно-техническая продукция
Монография «Инициативность и ответственность студентов гуманитарных специальностей». Сборник статей «Организация образовательного пространства: проблемы, перспективы, тенденции» (по результатам работы круглого стола в рамках V краевой недели психологии). Разработка анкеты, включающей 5 блоков (блок А – изучение инициативности; блок Б – исследование ответственности; блок В – соотношение инициативности и ответственности; блок Г – изучение образовательного пространства; блок Д – социально-демографические характеристики). Разработка экспертной карты, выявляющей типы организации педагогического взаимодействия. Разработка психолого-образовательной программы «Инициативность и ответственность как основания профессионально-личностного потенциала будущего специалиста».


Срок реализации Проекта (месяцев)
9


Необходимый объем финансирования (тыс. руб.)
250000


Ключевые слова

-


Графические, презентационные, текстовые и иные материалы к проекту

-