Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных
Министерство экономического развития Алтайского края
Управление инновационного развития и кластерной политики 
Алтайский Центр
Кластерного Развития
Инновации

Маркетинг территорий как фактор стратегическогоразвития региона

Отношение к критическим технологиям:
Не определено


Контактная информация

ФИО пользователя
Бочаров Сергей Николаевич


Почтовый адрес
, Панфиловцев 6


ФИО руководителя проекта:
Бочаров Сергей Николаевич


Аннотация проекта

Постановка и описание научной или научно-технической проблемы, решаемой в рамках Проекта
В последние годы маркетинг стал находить все более широкое применение в практике управления не только бизнес-структурами. В частности, методы и приемы маркетинга уже применяются и в управлении государственными учреждениями, и в управлении отношениями между поставщиками и потребителями. Как свидетельствует зарубежная и отечественная практика, маркетинг в последнее время стали применять и в управлении городами и другими поселениями. Маркетинг территорий становится устоявшимся термином, а практические результаты его применения свидетельствуют о его высокой эффективности и результативности. Поэтому представляется весьма важным учитывать принципы маркетинга территорий при формировании программ стратегического развития любого региона. Поскольку они позволяют существенно расширить возможности региона для развития производительных сил, формирования новых инвестиционных программ и проектов, привлечения материальных и финансовых ресурсов, продвижения культурно-исторического потенциала. Научная новизна обусловливается тем, что фактически происходит становление новой сферы практической деятельности и соответствующей ей новой области знаний. Определяющим в них являются маркетинговые методы и концептуальные подходы к управлению организациями любой природы. А поскольку предмет воздействия – территория – не является традиционным для маркетинга, то требуют существенной адаптации применяемые методы и применяемые инструменты. Требуют своего осмысления новые механизмы управления социально экономическими-процессами в регионе, учитывающих маркетинговые аспекты.


Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым
Исследования по проблемам, связанным с применением принципов и методов традиционного маркетинга в управлении территориями касаются многих аспектов, как собственно маркетинга, так и специфики управления многообразными территориальными образованиями. Безусловно, уже многое сделано в этом направлении. За рубежом, как следует из трудов А. Дайана, Ф. Котлера и др., отработаны в научном плане и апробированы на практике методологические принципы и конкретные методики по маркетинговому обоснованию стратегических решений по следующим направлениям развития территориальных образований: 1. Создание физической инфраструктуры и эмоциональной атмосферы, направленных на привлечение внимания и финансовых ресурсов к какой-либо конкретной территории таких групп потребителей, как местное население, представители бизнеса, туристы. 2. Создание новых характеристик территориальных образования, привлекающих внимание потенциально заинтересованных сторон и мотивирующих их либо к инвестированию в территорию финансовых средств, либо к посещению в качестве туристов, либо к переселению (либо, как минимум, к тому, чтобы местные жители не покидали свои населенные пункты, где они проживают). 3. Разработка методов и приемов продвижения в среду заинтересованных сторон характеристик территорий с целью привлечения внимания и ресурсов потенциальных потребителей этих характеристик для взаимовыгодного развития всей территории. 4. Разработка методических подходов и конкретных мероприятий для создания условий содействия развитию инвестиционной привлекательности территорий, туристических программ, программ заселения территорий (или увеличении численности местных жителей), т.п. В отечественной теории и практике маркетинг территорий начал развиваться, примерно, с середины 1990-х гг. В этой области знаний весьма преуспели А.М. Лавров, положивший начало применению традиционного маркетинга на уровне страны и ее регионов. Вместе со своим коллегой В.С. Сурниным они определили суть и предназначение территориального маркетинга, его цели и задачи, выражающиеся, в том числе, и в повышении качества жизни на конкретной территории. Другое направление отечественного маркетинга территорий связано с развитием конкретных территориальных образований. Так, в частности, К.Б. Норкин и Д.В. Визгалов разработали и обосновали концептуальную модель маркетинга города, А.П. Панкрухин, обобщив взгляды этих и других ученых, как отечественных так и зарубежных, а также результаты практики маркетинга территорий в отдельных субъектах РФ, сформулировал стройную методологическую схему маркетинга территорий, применимую, как на уровне страны, так и на уровне регионов, городов и других поселений. При довольно-таки полной проработке теоретически, методологических и практических положений маркетинга территорий, вместе с тем, за пределами исследовательского внимания остались некоторые весьма важные вопросы.


Новизна подхода в решении обозначенной проблемы
Проект представляет собой продолжение сложившегося в отечественной экономической науке направления исследований, посвященных применению принципов и методов традиционного маркетинга в стратегическом управлении территориями. Предполагается осуществить полный и комплексный обзор проблем управления территориями, сопоставить между собою такие отрасли знаний, как региональная экономика и маркетинг предприятия с тем, чтобы найти точки пересечения между этими областями знания и выстроить на их основе методологическую основу маркетинга территорий. Такой сопоставительный анализ еще до сих пор не привлек ничье исследовательское внимание и до сих пор никем еще не выполнен, в то время как именно в пересечениях этих двух областей знаний и может лежать ответ на вопрос о содержании и структуре эффективной и результативной методологии управления территориями, каковой может стать маркетинг территорий. И такой сопоставительный анализ региональной экономики и маркетинга, и методологические основы маркетинга территорий, что и должно стать основным результатом исследования, и составляет собой суть научной новизны результатов исследования в целом. Конкретные элементы научной новизны, предполагается, будут выражены в методиках выявления уникальных характеристик территорий, идентификации заинтересованных в них сторон, продвижении уникальных характеристик территорий в среду заинтересованных сторон, в разработке и обосновании стратегических решений развития территориальных образований на основе маркетинга территорий. Получение намеченных результатов, имеющих признаки научной новизны, безусловно, обеспечит дальнейшее поступательное развитие такой новой отрасли знаний, как маркетинг территорий.


Описание области применения результатов научно-исследовательской работы
Сформулированные в ходе исследования предложения имеют высокий потенциал повышения результативности принимаемых управленческих решений в отношении совершенствования процессов управления региональной экономикой. Кроме того, конкретные рекомендации по применению маркетинга территорий в развитии отдельно взятых отраслей и направлений деятельности (молочной промышленности, сферы туризма, сферы торговли, услуг) позволят обеспечить адресные мероприятия по продвижению товаров и услуг региональных хозяйствующих субъектов.


Имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты, разработ
В.И. Беляев занимается проблемами маркетинга более 30 лет. Результаты его исследований широко известны не только в России, но и за рубежом. Им подготовлено более 20 кандидатов наук. Вопросами маркетинга территорий занимается последние 8 лет. За этот период им были разработаны теоретические модели и проведены эмпирические исследования на конкретных предприятиях, что было отражено в публикациях и тезисах докладов на конференциях разного уровня. Также под его руководством по данной теме исследования готовится к защите кандидатской диссертации один соискатель. Бочаров С.Н. занимается вопросами развития территорий в контексте их ресурсной обеспеченности и развития промышленного и агропромышленного потенциала через стимулирование процессов вертикальной интеграции. Имеет ряд монографий и статей. Горянинская О.А. связывает свои профессиональные интересы с проблемами торговой политики, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Динамика объемов торговли напрямую отражает результаты маркетингового управления и является важным элементом исследования. Имеет ряд статей по теме исследования. Малахов Р.Г. занимается исследованием проблем деловой этики и культуры, которые находят непосредственное отражение в формировании делового климата, имиджа территории и стимулировании воспроизводственных процессов в регионе. Имеет ряд монографий и статей.


Перечень основных публикаций и публичных выступлений, в которых отражены достигнутые результаты научно-исследовательских работ по проекту
-


Перечень международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, в которых проект был признан победителем
-


Текущая стадия разработки проекта
Промежуточный НИОКР


Патентная чистота научно-технического задела, его защищенность
Данный вопрос не рассматривался


Тип научно-исследовательской работы
Поисковые проблемно-ориентированные исследования


Описание основных ожидаемых научных результатов
Подготовка публикации результатов в цикле научных статей и монографии. В частности: 1) изложение теоретико-методологической концепции исследования феномена маркетинга территорий; 2) описание модели, отражающей взаимосвязь маркетингового мышления с более эффективным использованием ресурсного потенциала территории; 3) обобщение статистической информации, отражающей уровень развития маркетингового мышления в территориальных образованиях и его влияние на результаты развития территории; 4) разработка рекомендаций для стимулирования хозяйственных процессов в территориальных образованиях в рамках программ стратегического развития; 5) привлечение студентов к работе по проблемам маркетинга территорий с последующим опубликованием результатов исследований в сборниках трудов конференций.


Ожидаемая научная, научно-техническая продукция
-


Срок реализации Проекта (месяцев)
24


Необходимый объем финансирования (тыс. руб.)
150


Ключевые слова

-


Графические, презентационные, текстовые и иные материалы к проекту

-