Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных
Министерство экономического развития Алтайского края
Управление инновационного развития и кластерной политики 
Алтайский Центр
Кластерного Развития
Инновации

Разработка региональной модели инновационной инфраструктуры и механизмов взаимодействия Высших учебных заведений с малыми инновационными предприятиями в научно-образовательном кластере

Отношение к критическим технологиям:
Не определено


Контактная информация

Название организации
ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет"


ФИО руководителя организации
Макарычев Сергей Владимирович


Юридический адрес
Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 98


Почтовый адрес
656099 Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 98


ФИО руководителя проекта:
Кундиус Валентина Александровна


Аннотация проекта

Постановка и описание научной или научно-технической проблемы, решаемой в рамках Проекта
Методологические аспекты разработки региональной модели инновационной инфраструктуры и механизмов взаимодействия ВУЗов с малыми инновационными предприятиями в научно – образовательном кластере. Обоснование методических подходов к разработке модели подсистемы АПК научно - образовательного кластера региона и трансграничных территорий, как части комплексной, совместной с Алтайским государственным и Алтайским государственным техническим университетами проекта формирования и функционирования научно – образовательного кластера региона. Совершенствование механизмов взаимодействия ВУЗов с малыми инновационными предприятиями в научно - образовательном кластере в соответствии с действующим законодательством и возникшими проблемами развития МИПов.


Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым
Теоретические, методологические и методические вопросы интеграционной связности науки, образования, производства, бизнеса приобретают особую актуальность в связи с объективной необходимостью инновационного развития экономики. Проблемы инновационного развития экономики на основе интеллектуального потенциала исследуются в трудах Ансофф И., Асаула А.Н., , Багринского К.А., Богданова С.В., Бойко И.В., Бузгалина А.В., Ветлугина К., Глазьева С. Ю., Нижегородцева P.M., и других авторов. Концепция национальных систем нововведений (НСН), получившая развитие в трудах Б. Лундвелла, Р. Нельсона, М. Кроу, Б. Беллона и других авторов, акцентирует внимание не только на анализе и сопоставлении финансовых или натуральных показателей, но и на реальных механизмах, обеспечивающих быстрое и эффективное включение новых идей и разработок в хозяйственную практику. Развитие интеграционных связей науки, образования, производственных систем возможны в условиях развития кооперации и интеграционных процессов, формирования территориальных агропромышленных кластеров. Эти вопросы рассматриваются в работах ведущих ученых экономистов: С.Б. Авдашевой, А.В. Барышевой, Г.Я. Беляковой, Бузгалина А.В., П. Друкера, Я. Йохансона, М. Кастельса, Р. Майлза, Б.З. Мильнера, И.М. Панова, Р. Патюреля, Д. Рокарта, Й. Рюэгг-Штюрма, Г. Торелли, Р.А. Фатхутдинова, Х. Хаканссона, Д. Шорта и других. Кластерный подход и его роль в повышении конкурентоспособности экономики рассматривается в трудах преимущественно зарубежных исследователей, среди которых необходимо отметить Е. Дахмена, Е. Лимера, А. Маршалла, М. Портера, С. Розенфельда, Д. Солье, С.И. Соколенко, И. Толенадо, Э.Дж. Фезера, В. Фельдмана, М. Энрайта и др. Вопросы кластерной организации представлены в работах следующих отечественных исследователей: Л.А. Александровой, Р.Г. Багаутдинова, Ю.П. Бачининой, Р.К. Газимагомедова, Дворкина А.С., В.Н. Княгинина, В.А. Кундиус, И.В Мельман, А.А. Миграняна, О.В. Осиповой, А.Н. Праздничных, В.Ф.Стукача, В.В. Титова, И.С. Феровой, Г.Р. Хасаева, П.Г. Щедровицкого и других.


Новизна подхода в решении обозначенной проблемы
Новизна поставленной задачи заключается в комплексном научном обосновании разработке методических подходов проведения системного научного исследования, теоретической и практической разработке условий и принципов интеграционной связности науки, образования, производственных систем трансграничных территорий с позиций их инновационного развития, формирования научно - образовательного кластера региона, разработке его организационной структуры и механизмов развития. Будут разработаны: - авторское представление теоретических основ интеграционной связности науки, образования и производства трансграничных территорий на основе действия экономических законов; авторское содержание категории «инновационной восприимчивости экономики», раскрыли основные принципы построения модели инновационной восприимчивости и выявили степень взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементами на основе системного подхода; - научно – методологические аспекты формирования инновационно – интеграционных связей науки, образования и производственных систем на основе их ресурсного потенциала и экономических возможностей, сформулировано содержание категории «инновационной восприимчивости экономики», раскрыты основные принципы построения модели инновационной восприимчивости и выявили степень взаимозависимости и взаимообусловленности между составляющими ее элементами системного подхода, представляется возможным выделить три основных уровня экономических систем: индивид, организация, регион, степень воздействия инновационных процессов на которые обусловлена наличием и состоянием трех необходимых условий (факторов) формирования инновационной восприимчивости, а именно: стабилизирующего, структурного и активизирующего факторов; - обоснованы методические аспекты, будет разработана модель научно – образовательного кластера региона и трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей, рационализации государственной поддержки инновационной инфраструктуры науки и образования, позволяющая создать конкурентоспособный кластер; - на основе исследования и обобщения российского и международного опыта будет разработана новая модель региональной инновационной инфраструктуры, основанная на процессном подходе и применении положений международных стандартов в области управления качеством ИСО 9000 для региона с кластерной моделью развития (на примере Алтайского края), будут теоретически и экспериментально отработаны основные механизмы взаимодействия в системе «ВУЗ-МИП», а также предложены методологические подходы к созданию нового научно-образовательного кластера в регионе; - сформированы научно-практические положения построения организационно – экономического механизма и обоснованы факторы развития научно – образовательного кластера трансграничных территорий, реализации стратегии инновационного развития территорий.


Описание области применения результатов научно-исследовательской работы
-


Имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты, разработ
В процессе исследования будут применены методы научного познания: диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системный подход, систематизации и идентификации, экономико - статистические методы сбора и обработки информации, методы статистических группировок, сравнения, методы системного статистического анализа, SWOT - анализ, экономико - математического моделирования и прогнозирования. Исследование будет выполнено с учетом основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Алтайского края, регулирующих деятельность в исследуемой сфере. Методологической основой работы послужат научные труды российских и зарубежных авторов, нормативно – правовые акты, регламентирующие инновационную деятельность в РФ, в том числе Федеральный закон № 217 – ФЗ от 02.08. 2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»; Федеральный закон № 83 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010 г.), Постановление Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в Федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и другие. В ходе проведения работы над моделью будет проведен оперативный анализ инновационной активности региона. Имитационный и математический образ разработанной модели будет реализован в виде алгоритмов и программ для ЭВМ. Для разрабатываемой модели будут проанализированы различные сценарии развития инновационной инфраструктуры, сформированы связи с существующей региональной и национальной инновационной инфраструктурой и сделан долгосрочный (н. м. 5-7 лет) прогноз в рамках принятой в Росси концепции инновационной деятельности. В ходе реализации проекта будет обобщен фактический материал по функционирующим и создаваемым в регионе МИПам, составлены паспорта этих предприятий и разработана соответствующая база данных. Будет уточнен механизм оценки стоимости РИДов, даны практические рекомендации, оценены основные риски, связанные с внесением ВУЗов в уставный капитал МИПов иных активов. На примере конкретного ВУЗа (Алтайский государственный аграрный университет) и пояса МИПов, созданных и создаваемых с его участием, экспериментально будут отработаны основные механизмы их взаимодействия, для предприятий с различной долей ВУЗа в уставном капитале, различными видами РИДов, вложенными в уставный капитал, различными видами экономической деятельности МИПов, различным уровнем проработанности инновационного продукта (услуги) и т.д. На основе реализуемой в конкретном регионе комплексной программы «Алтайское Приобье», будут разработаны концептуальные основы создания научно-образовательного кластера «Алтай» для эффективного осуществления образовательной, научной и инновационной деятельности в регионе. На основе полученных результатов будут разработаны методические рекомендации, проведена всероссийская научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи и разработана экспертная система для облегчения принятия управленческих решений в системе «ВУЗ-МИП». Основной подход, используемый в предлагаемом проекте, основывается на рассмотрении инноваций как процесса и применении к ним известных положений и инструментов процессного подхода (цикл Деминга, «петля качества» и др.). Использование процессного подхода с учетом региональной специфики генерации, использования и поддержки функционирования инноваций обусловлено поиском новых, кардинально отличающихся от используемых в настоящее время, управленческих решений в этой области. Дело в том, что большинство из известных и вполне эффективно используемых моделей региональных инновационных систем, так или иначе, копируют национальную российскую модель развития инноваций и инновационного процесса, которая основывается на системном подходе и реализации интересов государства в области научной, научно-технической и инновационной политики [Краюхин Г.А., Михайлова Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. - СПб.: Наука, 1997.]. В этой модели(ях) нновационный процесс рассматривается как стадийный процесс создания, освоения и распространения новшеств, или как процесс материализации знания в нововведение, одновременно связанный как с их производством, так и с потреблением - это и определяет традиционное использование системного подхода к инновациям. Полученные результаты выступят заделом и(или) войдут в материалы 3-х кандидатских и 1-ой докторской диссертации. В ходе реализации проекта будут подготовлены не менее 3-5 специалистов (бакалавра), 1-2 магистра, пройдут стажировку в международных организациях по инновационному профилю 1-2 чел. По результатам работы будут зарегистрированы 2-3 объекта интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ и БД). Материалы исследования будут опубликованы в 3-5 статьях в ведущих рецензируемых журналах и журналах списка ВАК РФ, 5-10 сборниках Международных и Всероссийских конференций, 1 монографии или главы в коллективной монографии


Перечень основных публикаций и публичных выступлений, в которых отражены достигнутые результаты научно-исследовательских работ по проекту
-


Перечень международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, в которых проект был признан победителем
-


Текущая стадия разработки проекта
Научно-исследовательская работа


Патентная чистота научно-технического задела, его защищенность
Планируется подача заявки на патент


Тип научно-исследовательской работы
Поисковые проблемно-ориентированные исследования


Описание основных ожидаемых научных результатов
1. Публикация серии научных статей по проблемам исследования теоретических и методологических аспектов формирования и развития подсистемы АПК научно – образовательного кластера региона, региональной модели инновационной инфраструктуры и механизмов взаимодействия ВУЗов с малыми инновационными предприятиями, повышении его роли в научно – техническом, кадровом обеспечении агропромышленного комплекса региона, реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» 2. Подготовка докладов и сообщений для научно-практических конференций, совещаний администрации Алтайского края по вышеуказанным проблемам. 3. Когнитивная модель инновационной инфраструктуры ВУЗа. 4. Программа развития инновационной деятельности ВУЗа, повышения его роли в научно – техническом, кадровом обеспечении агропромышленного комплекса региона, реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», в конечном итоге – доктрины Продовольственной безопасности России. 5. Модель подсистемы АПК научно - образовательного кластера региона и трансграничных территорий. 6. Научно - методические рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия ВУЗов с малыми инновационными предприятиями в региональном научно - образовательном кластере 7. Доклады на научно-практических конференциях и совещаниях по результатам исследования. 8. Подготовка и защита диссертаций и публикаций по результатам исследований. 9. Издание монографии по обозначенной проблеме.


Ожидаемая научная, научно-техническая продукция
-


Срок реализации Проекта (месяцев)
24


Необходимый объем финансирования (тыс. руб.)
396000


Ключевые слова

Модели социально-экономического развития, экономические аспекты


Графические, презентационные, текстовые и иные материалы к проекту

-