Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных
Министерство экономического развития Алтайского края
Управление инновационного развития и кластерной политики 
Алтайский Центр
Кластерного Развития
Инновации

Cценарии суверенизации в юношеском возрасте на этапе обучения в вузе

Отношение к критическим технологиям:
Не определено


Контактная информация

Название организации
ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия"


ФИО руководителя организации
Лопаткин Владимир Михайлович


Юридический адрес
г. Барнаул, ул. Молодежная, 55


Почтовый адрес
г. Барнаул, ул. Молодежная, 55


ФИО руководителя проекта:
Трофимова Юлия Владимировна


Аннотация проекта

Постановка и описание научной или научно-технической проблемы, решаемой в рамках Проекта
Проект направлен на изучение сценариев суверенизации. Суверенизация обеспечивает постепенное обретение человеком способности к самостоятельной взаимодействию с культурой, предметным и социальным миром, и как следствие продуктивное самоосуществление. Сценарии суверенизации можно рассматривать как сложное образование, в котором находит отражение опыт самостоятельного взаимодействия с социальным и предметным миром, актуальные возможности человека, полученные в процессе становления, а также потенциальные возможности человека, его потенциал саморазвития, как результат становления на предыдущих этапах развития. Таким образом, исследование направлено на выделение прогностических возможностей такого конструкта как суверенизация, на разработку рекомендаций вариантов психологического сопровождения молодых людей, а также выделение условий коррекционно-развивающей работы направленной на расширение репертуара возможностей суверенизации как перехода от менее продуктивных к более продуктивным стратегиям самоосуществления и самореализации. В настоящее время общество, вставшее перед необходимостью инновационных реформ, обнаруживает дефицит одного из главных ресурсов – человеческого ресурса. Российское общество в целом, и Алтайский край в частности, нуждается в человеке, способном к продуцированию новых идей, самостоятельному выбору и осмыслению необходимой ему информации, к независимому поведению, к продуктивному взаимодействию с разным контингентом профессионалов, к устойчивому сотрудничеству в ситуациях острой конкуренции, т.е. в суверенном человеке, способном к профессиональной самореализации, продуктивному самоосуществлению. В свою очередь это обуславливает необходимость изучения суверенизации личности, так как позволит выделить, охарактеризовать и типизировать индивидуальные варианты обретения способности к продуктивному самоосуществлению (сценарии суверенизации). Целью проекта выступило: изучение сценариев суверенизации в юношеском возрасте на этапе обучения вузе. Цель конкретизирована в задачах исследования, которые отражают основные направления исследования: (1) Провести теоретико-методологический анализ, раскрывающий понимание феноменологии суверенизации. (2) Выявить и типизировать сценарии суверенизации как наиболее характерные варианты становления человека в юношеском возрасте на этапе обучения в вузе. (3). Показать различия сценариев суверенизации студентов с разной структурой жизненного мира (преобладающей координатой жизненного мира: предметной, смысловой, ценностной). (4) Проанализировать индивидуально-личностные характеристики людей, суверенизация которых протекает по разным сценариям. (5) Выявить условия, принципы организации образовательной среды, способствующие и затрудняющие суверенизацию личности.


Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым
Сегодня в психологии появляются и начинают объективироваться новые понятия, что отражает усложнение предметной области психологии, сопровождающее становление научного знания (В.С. Степин, М.С. Гусельцева, В.Е. Клочко, П.А. Мясоед, А.В. Юревич). Появление и операционализация понятий «суверенность» (А.В. Клочко, А.Р. Гайнанова, С.К. Нартова-Бочавер), «суверенизация личности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) можно рассматривать маркерами усложнения предмета психологии. Понятие суверенности аккумулирует ряд предметных областей, которые начали разрабатываться в ХХ веке, оставаясь актуальными и сегодня. С одной стороны, это исследования «продуктивности» человека, а именно: исследования «подлинного бытия человека» (М. Хайдеггер, Л. Бинсвангер), «этической стадии существования человека (С. Кьеркегор), «зрелой личности» (Г. Олпорт), «психологического здоровья личности» (Р. Мэй, Б.С. Братусь), «полноценно функционирующей личности» (К. Роджерс), «самоактуализирующейся личности» (А. Маслоу) и др. С другой же стороны, это исследования, интерес которых сфокусирован в области «дефицитарности» личности, ее ограниченной продуктивности: концепция «недифференцированной личности» (М. Боуэн), «выученной беспомощности» (М. Селигмен, В.Г. Ромек, М. Боуэн, Д.А. Циринг), изучение феноменов «симбиотической зависимости» (А.Я Варга, М. Малер, Е.Т. Соколова, Э. Фромм, Э.Г. Эйдемилер, В. Юстицкис,), «зависимости и созависимости» (В.Д. Москаленко, Дж. Уайнхолд), а также изучение проблем «бегства» от свободы (Э. Фромм), «ухода» от ответственности (В. Франкл), «ухода» от проблем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева). Первая группа исследований указывает на присущую человеку способность к самоопределению, самоосуществлению, продуктивной самореализации, что характеризует суверенность личности. Вторая группа исследований указывает на некоторую психологическую реальность, которую можно рассматривать как антипод суверенности. Как мы видим, столь разнообразные концепции обнаруживают особую феноменологию, которая говорит о человеке становящемся, способном совершить «акт превосхождения себя» (М.К. Мамардашвили), что, и начинает обозначаться суверенностью или автономностью. Историко-системный взгляд на становление психологии показывает, что понятия суверенность и автономность, не смотря на некоторую схожесть их трактовки, связанную с пониманием человека как открытой системы, существенно различаются. А различия отражают принадлежность этих понятий разным этапам становления психологии, в рамках которых открываются «новые смыслы» (В.С. Степин), «новые смысловые координаты» (К.Х. Делокаров) таких категорий как системность, причинность и др. Для неклассической психологии, где только начинает зарождаться идея открытости, предметом изучения становятся отрытые саморегулирующиеся системы, в которых обнаруживается наличие «вероятностной» причинности, и на место детерминации внешними или внутренними причинами, приходит принцип самодетерминации. Что находит отражение в появлении понятия «автономность», которая трактуется способность «быть самостоятельным, самому заботится о себе, отвечать за себя» (Э. Фромм), «принимать самостоятельные решения, ответственность, самодисциплина, склонность жействовать самостоятельно, а не быть орудием в чужих руках» (А. Маслоу), «верность собственному закону» (К.Г. Юнг), переживание «своего Я в качестве субъекта и реализатора собственных способностей» (Э. Фромм), «как различие между тем, что происходит с нами, и тем, что мы делаем сами» (Г. Олпорт), «независимость от “чего-то”» (С.К. Нартова-Бочавер), «механизм саморегуляции и самодетерминации, реализующийся в виде осознанного выбора способа действий» (О.Е. Дергачева) и др. Для постнеклассической психологии предметом исследования становится саморазвивающиеся системы, где особое значение приобретает системная детерминация, обеспечивающая саморазвитие как способ существования систем такого типа. Понимание человека, как саморазвивающейся системы (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский, И.О. Логинова), требует и нового понятия задающего возможность «ухватить», объективировать то, что выбивалось за пределы неклассических идей, не могло быть определенно как автономность. А именно, обнаружение особой побудительной силы в человеке, «порыв» (А. Бергсон), «ноодинамика» (В. Франкл), «мотивация роста» (А. Маслоу), «проприативность» и «становление» (Г. Олпорт), «желание и усилие быть» (М.К. Мамардашвили), «отказ от безопасного, сравнительно знакомого состояния ради нового, еще не освоенного» (К.Г. Юнг), «стремление к жизни» (Э.Фромм), «экзистенциальный тонус» (Д.А. Леонтьев), «акт личностного преображения, обретения себя, актуализация скрытых в душе и разуме возможностей» (Е.Н. Князева) и др. Все это указывает на суверенность человека как «управление “чем-то”» (С.К. Нартова-Бочавер), «самополагание благодаря имеющейся силе» (Д.Ю. Дорофеев), как «способность выбирать точки приложения своих возможностей, менять себя и свое жизненное пространство». (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский). В свою очередь суверенность есть результат суверенизации как процесса постепенного обретения «способности к самоосуществлению, творческому самоконструированию» (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский), с одной стороны, постепенно освобождаясь от развивающих связей с Другими (родителей, учителей, посредников и т.д.), с другой, в процессах персонализации, осваивая и отстаивая свое право на самоосуществление. Исследования, посвященные суверенности и суверенизации, начинаю набирать силу, привлекая все большее внимание к данному вопросу. Дорофеев Д.Ю. (2009 г.) отмечает, что в философский язык суверенность еще не вошла полноценным понятием. От себя же можем добавить, что проблема суверенности, и тем более проблема суверенизации еще не вошли полноценными понятиями и в психологический язык (С.К. Нартова-Бочавер), что определяет проблему объективации этих научных понятий, и необходимость уточнения их онтологического статуса. Самой известной в отечественной психологии является концепция психологической суверенности К.С. Нартовой-Бочавер, которая определила психологическую (личностную) суверенность как «способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения» (К.С. Нартовой-Бочавер, 2008, с.160). Суверенность, по мнению автора, проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые она создает либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям. А.В. Клочко (2001 г.) рассматривая изменение статуса категории личность, показывает, что становится возможным понимание личности как «новообразования», особого «системного качества» человека, обеспечивающего самоорганизацию человека как открытой системы, указывая при этом что процесс «нормального», «здорового» развития человека, идет по пути суверенизации, осуществляющегося через усложнение его системной организации. Суверенность обеспечивает человеку возможность самостоятельного выхода к культуре и «вычерпывания» из нее оснований для сохранения и развития своего жизненного мира, через порождение новых качеств, мерностей, которые детерминируют дальнейшее развитие человека. Н.С. Гилева (2003 г.) изучая роль креативности в структуре самоопределения на примере безработных, отмечает, что выбор образа жизни «успешных людей» (не имеющих проблем с занятостью), в большей мере детерминирован потребностью в самореализации, самоактуализации, что и обеспечивает реализацию имеющихся у них возможностей. Для «успешных людей» характерны: общительность, решительность, гибкость, независимость, инициативность, самостоятельность, ответственность, что позволяет характеризовать их как более суверенных. А.Р. Гайнанова (2006 г.), изучая становление Я-концепции на этапе полового созревания (подростковый возраст), приходит к выводу о том, что Я-концепция является общесистемным конструктом, обеспечивающим самоорганизацию человека как психологической системы. Я-концепцию автор предлагает рассматривать как психологическое новообразование данного возраста, с помощью которого осуществляется процесс суверенизации как растущей его способности к самостоятельному и ответственному выбору точек приложения своих возможностей. Таким образом, можно отметить, что значительный интерес к пониманию суверенности обусловлен тем, что за этим понятием открывает возможность понимания становления человека, режимом существования которого является саморазвитие.


Новизна подхода в решении обозначенной проблемы
Новизна задачи заключается в том, что операционализация понятия суверенизации позволяет понять становление человека, как процесс постепенного обретения способности к самостоятельной взаимодействию с культурой, предметным и социальным миром. Понимая суверенизацию как процесс постепенного освобождения от развивающих отношений, исследование позволит выделить условия, факторы, принципы образовательной среды, выделить тот необходимый потенциал и актуальные возможности, обретение которых позволяет отойти от сопровождения и помощи самостоятельному проектированию собственного становления, в том, числе и профессионального. Понимая, что суверенизация совпадает с процессом возрастного развития, то следует подчеркнуть, что суверенизация не подменяет содержания возрастного развития, а на оборот делает доступным наблюдению, анализу и самоанализу процесс становления человека в его способности и возможности самостоятельно и устойчиво развиваться в неустойчивых обстоятельствах жизни. Суверенизация растущая по мере возрастного развития человека обеспечивает, с одной стороны усвоение форм культуры, мерностей социального бытия, а с другой – овладение собой как субъектом жизни, и управлением своей жизнью и своим развитием.


Описание области применения результатов научно-исследовательской работы
Результаты исследования будут интересны исследователям и практикам, занимающимся проблемами профессионального и личностного становления.


Имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты, разработ
Поведено пилотажное психологическое исследование. Понимая, что суверенизация понимается как постепенное освобождение от развивающих отношений с Другим (родителем, воспитателем, учителем и.т.д.) и укрепление, отстаивание и освоение свого права на самоосуществление в процессах персонализации, была составлена программа исследования, которая состояла из трех методик: модифицированная проективная техника «семейная социограмма», тест жизнестойкости (адаптация Д.А. Леотьева). Модифицированная проективная техника «семейная социограмма» использовалась с целью выделить типы восприятия собственного взросления (образы суверенизации). Участникам исследования предлагалось в специальных бланках нарисовать себя и членов своей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами, при чем предлагалось сделать четыре рисунка (когда Вам: 3 года, 11-12 лет, 15 лет, на сегодняшний момент). Тест жизнестойкости данной исследовательской программе использовались с целью изучения индивидуально-психологических характеристик студентов-психологов. Анализ полученных данных позволил зафиксировать три типичных образа сувернизации: 1. расширяющаяся самостоятельность. Для такого образа суверенизации характерно: снижение эмоциональной зависимости от родителей (постепенное удаление (от рисунка к рисунку) своего круга от кругов родителей), увеличение своего авторитета (постепенное (от рисунка к рисунку) увеличение круга, изображающего рисующего). 2. семейный симбиоз. Для такого образа суверенизации характерно: продолжающаяся эмоциональной зависимости от родителей (от рисунка к рисунку положение своего круга дистанционно не отделяется от кругов родителей, или семья из рисунка в рисунок изображается как пересекающиеся круги), при этом может обнаруживаться увеличение своего авторитета (постепенное (от рисунка к рисунку) увеличение круга, изображающего рисующего). 3. Ранняя суверенизация. На первом или втором рисунке человек изображает себя слишком дистанированным от родителей (дистанция сохраняется и на следующих рисунках). При этом может обнаруживаться и явно не наблюдаться увеличение своего авторитета (постепенное (от рисунка к рисунку) увеличение круга, изображающего рисующего). Обнаруживаются некоторые различия в характеристики жизнестойкости как способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Так, молодые люди со вторым и третьим образом суверенизации (семейный симбиоз, ранняя суверенизация) характеризуются средним (с тенденцией к низкому) уровнем жизнестойкости. При этом, для молодых людей с образом суверенизации «ранняя суверенизация» характерны средние значения по шкале теста жизнестойкости «принятие риска», более высокие, чем у респондентов второй группы. Это говорит о том, что для молодых людей с образом суверенизации «ранняя суверенизация» характерна установка на восприятие жизненных событий (позитивных или негативных) как способствующих его становлению. Для молодых людей с образом суверенизации «расширяющаяся самостоятельность» присущи средний (с тенденцией к высокому) и высокий уровни жизнестойкости. Такая же тенденция сохраняется и по другим шкалам опросника.


Перечень основных публикаций и публичных выступлений, в которых отражены достигнутые результаты научно-исследовательских работ по проекту
-


Перечень международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, в которых проект был признан победителем
-


Текущая стадия разработки проекта
Научно-исследовательская работа


Патентная чистота научно-технического задела, его защищенность
Данный вопрос не рассматривался


Тип научно-исследовательской работы
Поисковые проблемно-ориентированные исследования


Описание основных ожидаемых научных результатов
1) серия статей (в том числе в журналах из списка ВАК), в которых будут отражены результаты проведенного исследования, а именно: - представлены результаты теоретико-методологического анализа, будет раскрыто содержание процесса суверенизации; показа роль совмещенной психологической системы в становлении человека; определено содержание и функции совмещенной психологической системы на этапе обучения в вузе; выделены показатели суверенизации, инвариатиные и вариативные составляющие суверенизации, проявляющие в юношестве на этапе обучения в вузе. - представлены результаты эмпирического исследования: описаны сценарии суверенизации, раскрыто их содержание, показаны индивидуально-психологические характеристики лиц с разными сценариями суверенизации, а также различия сценариев суверенизации студентов с преобладающей координатой жизненного мира (предметный, смысловой, ценностностный). - подготовлены рекомендации по организации образовательной среды вуза, направленных на оптимизацию образовательных практик и технологий, с учетом необходимости содействовать растущей суверенизации. 2) организация круглого стола в рамках Краевой недели психологии (ноябрь 2012) для преподавателей Вузов. Целью круглого стола будет являться обсуждение рекомендаций по организации образовательной среды вуза, направленной на оптимизацию образовательных практик и технологий, с учетом необходимости содействовать растущей суверенизации. 3) представление результатов на конференциях разного уровня.


Ожидаемая научная, научно-техническая продукция
1) серия статей (в том числе в журналах из списка ВАК), в которых будут отражены результаты проведенного исследования 2) программа исследования 3) организация круглого стола в рамках Краевой недели психологии (ноябрь 2012) для преподавателей Вузов. 4) доклады на конференциях разного уровня.


Срок реализации Проекта (месяцев)
12


Необходимый объем финансирования (тыс. руб.)
60


Ключевые слова

Образование, обучение


Графические, презентационные, текстовые и иные материалы к проекту

-